Детские страхи. Диагностика и коррекция.

Тревожность и страхи дошкольника Дошкольный возраст является особым, уникальным периодом в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Этот период характеризуется множеством постоянных изменений в психике человека. Случается так, что ребенок, постепенно взрослея, начинает испытывать безотчетный страх, такое состояние называют тревожностью. Психологический словарь трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. В этом случае речь идет о повышенной тревожности. Некоторые авторы, в том числе и Б.

Влияние родительского отношения на уровень тревожности у часто болеющего ребенка дошкольного

Психолого- педагогическая характеристика тревожности……………………………………. Современное представление о природе тревоги………………………………………….. Особенности тревожности и ее проявление у дошкольников……………………………… Причины тревоги и ее преобразования ………………………………………………… Влияние тревоги при формировании личности…………………………………………..

Понятие тревожности часто упоминается во многих психологических теориях с тех пор, как З. Фрейд первым ввел его в работе «Страх». Предмету Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология: учебное пособие / Т.Д.

Спока, который в своих книгах писал о том, как родители должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации. Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем и особенно в дошкольном возрасте ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки.

Чаще всего это происходит под давлением взрослых, у которых имеется свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь к тому, чтобы он ее принял и сделал своей собственной самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, вступая в конфликт с окружающими, что рождает негативизм и агрессию.

Тревожность и страхи у детей Существует один очень интересный эксперимент Харлоу. Детенышей обезьяны сразу после появления на свет отделяли от матерей и в течение некоторого времени воспитывали в полной изоляции от других живых существ. Первая группа животных выдерживалась в таких условиях в течение первых трех месяцев жизни, вторая группа — в течение первых шести, а третья — первых десяти месяцев. В это время животным были обеспечены совершенно безопасные, комфортные условия, а пищу они получали через специальные кормушки.

Затем этих обезьян поместили в среду здоровых, выросших в группе собратьев обезьян и наблюдали за поведением подопытных животных.

Видео на тему Возрастная психология Детская психология. . Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте Страх разделения.

В старшем дошкольном возрасте присутствуют в более или менее развитом виде все виды мышления, что делает особенно сложным его диагностику. Поэтому восприятие занимает длительное время, а систематизация образов, необходимая в дальнейшем, затруднена. Низкий уровень развития действия восприятия при обследовании предметов проявляется и в том, что они не интериоризованы, то есть дети должны обязательно потрогать предметы, приложить их друг к другу.

Без этого сформированный образ будет неточным. Отклонения в развитии сенсорных эталонов связаны, как правило, с тем, что эти эталоны являются предметными, а не обобщенными, то есть у них не сформированы такие понятия, как форма, цвет, размер, которые в норме появляются уже в 3—4 года. Несформированность эталонов мешает и развитию действий соотнесения предметов с эталоном, так как дети не видят разницы между мячиком или воздушным шариком, которые могут быть и овальной и круглой формы, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигурки по размеру.

Марцинковская Т.Д. - История детской психологии.

Я тебе сейчас буду задавать вопросы, на которые ты должен мне ответить как можно быстрее. Детям по очереди задают вопросы: Что может быть одновременно белым и черным? Если ребенок не понял вопроса и дает два ответа, ему напоминают, что речь идет об одном предмете, который может в одно и то же время быть, например и белым, и черным, а не о двух предметах, один из которых белый, а другой — черный.

История психологии: учебник Марцинковская Т. Д., Юревич А. В. электронная книга для чтения онлайн и в мобильном приложении ЭБС. Подписка для.

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая Эмоции играют важную роль в жизни детей: Проявляясь в поведении ребенка, они информируют нас взрослых, о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. От простых базовых чувств возникающих у ребенка в младенчестве по мере его роста и развития к дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится разнообразнее и богаче, он переходит к более сложной гамме чувств, радуется, сердится, восторгается и удивляется, ревнует, грустит.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может показать не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

Несмотря на это, эмоции, которые испытывают дошкольники, легко прочитываются у них на лице, в их поведении.

Детская практическая психология

Тревожность и страх в классическом психоанализе Большинство исследователей тревожности согласны в том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая — и в научном, и в клиническом плане — была впервые 51 поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда , , , 1. Прежде всего, необходимо отметить, что взгляды Фрейда в отношении тревожности и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от С. Близость взглядов Кьеркегора и Фрейда на понимание сути бытия человека, значение бессознательного неоднократно подчеркивалась историками науки [см.

Для нас наиболее интересно, как эта близость проявляется в понимании тревоги и страха.

Основными причинами тревожности и страхов старших дошкольников . Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф.

Однако тревога может быть различной в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями. Имедадзе прямо связывает состояние тревоги с предчувствием фрустрации. По ее мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности[3]. Таким образом, стресс и фрустрация при любом их понимании включают в себя тревогу.

Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Павлова, было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В.

Он делает предположение о более высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы[6].

Детские страхи и тревоги

Влияние родительского отношения на уровень тревожности у часто болеющего ребенка дошкольного возраста Решающим периодом, по мнению Л. Прихожана, является дошкольный возраст. Поступление ребенка в школу становится причиной повышения его ответственности, изменения социального статуса, представлений о себе, что, по мнению А. Прихожана, в ряде случаев приводит к повышению уровня тревожности. Так же, авторы выделяют, что большое значение в развитии детской тревожности имеет адекватность развития личности ребенка.

Известно, что при этом среда играет предопределяющую роль, способствуя образованию системы отношений, центром которых является самооценка, ценностные ориентации и направленность интересов и предпочтений, а именно в дошкольном возрасте происходит зарождение начал самооценки.

оценки детской тревожности и создание на их основе специального психологического .. психологии (Хартманн Х., ) тревога рассматривается как страх . Марцинковская Т.Д., ; Прихожан А.М., ; Реан А.А., ;.

Помощь в написании работы, которую точно примут! Введение Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии. На современном этапе дошкольный возраст становится одним из определяющих в становлении личности ребенка.

Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, зависит все последующее развитие. Проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе развития является актуальной. Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результат его деятельности. На наш взгляд, исследование в данном направлении поможет решить ряд проблем дошкольного возраста.

В нашей работе представлены как теоретические, так и прикладные аспекты проблемы детской тревожности и метода игротерапии. Тревожность - одна из наиболее сложных и актуальных проблем современной психологической науки. Монина предлагают для коррекции уровня тревожности у детей использование метода игротерапии. Прихожан отмечают, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию данного состояния.

Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся личным новообразованием - тревожностью.

страхи у детей. Психология ребенка. Как побороть страх и тревогу

Исследовательский центр семьи и детства. Задачи и функции психолога в детском саду. Участие психолога в воспитательном процессе

Марцинковская Татьяна Давидовна Поэтому, история детской психологии анализирует и развитие связей детской психологии с С его точки зрения, не страх перед наказанием, перед загробными муками, Оно также помогает тревожным и медлительным детям ориентироваться в окружающем мире.

Марцинковская история психологии Развитие психоанализа в е годы В отличие от Юнга и Адлера, которые подчеркивали, что разошлись с Фрейдом по принципиальным вопросам, связанным прежде всего со структурой личности и механизмами личностного развития, К. Хорни говорила, что она лишь стремится исправить некоторые недостатки теории Фрейда, оставаясь его последовательницей по принципиальным вопросам.

Однако ее попытки раздвинуть рамки ортодоксального фрейдизма, недостаток которого заключается, по ее мнению, в механистической, биологической направленности этой концепции, на самом деле привели и ее к пересмотру основных положений теории Фрейда. Хорни получила образование на медицинском факультете Берлинского университета. Александера она переехала в США куда перебрались и другие известные немецкие ученые в связи с приходом нацизма.

В течение двух лет Хорни занимала пост заместителя директора Чикагского психоаналитического института. Как и многие последователи Фрейда, она постепенно разочаровалась в ортодоксальном психоанализе и основала свою ассоциацию, преобразованную позднее в Американский институт психоанализа. Так же как и Адлер и позднее Фромм, Хорни пришла к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека.

Она также доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, человек может изменяться и продолжать свое развитие в течение жизни, поэтому не существует фатальной обреченности на невроз, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей. Она исходила из того, что в структуре личности доминируют не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называла чувством коренной тревоги.

Сколько стоит написать твою работу?

Заказать работу Введение К достижению семилетнего возраста ребёнок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника. У ребёнка происходит переоценка ценностей: В связи с этим, при постоянном недовольстве учебной работой со стороны учителя и родителей, у школьника может появиться страх сделать что-то неправильно, ошибиться. В детских страхах, связанных с кризисом семи лет, можно выделить две проблемы — их иррациональность и непредсказуемость.

Проблема детской тревожности, как основы эмоциональных расстройств, . Тревога или беспокойство - это ожидание того, что может вызвать страх. .. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д.

В результате дискуссий ученые приходили к мнению о невозможности найти общее понимание того, что же является целью психологических исследований, что должна изучать психологическая наука и с помощью каких методов. Поэтому, прежде единая, психология разделилась на от дельные школы, которые по-разному рассматривают предмет пси хологии и предлагают разные методы исследования психики, в том числе и психического развития детей. Разным было и само понимание психического развития, его закономерностей и условий, способствующих и препятствующих его протеканию.

Исходя из взглядов на эти важнейшие пробле мы, ученые строили свои концепции о роли наследственности и среды в развитии детей, значении общения и обучения в оптими зации этого процесса. В то же время подходы к пониманию дет ской психики вытекали из общепсихологических постулатов определенной школы, что и дает возможность объединить концепции разных психологов, работавших в русле единого психологи ческого направления. Психоаналитическая концепция детского развития Психоанализ или глубинная психология — одно из первых психологических направлений, появившихся в результате разде ления психологии на разные школы.

Предметом психологии в этой школе были глубинные структуры психики, а методом их исследования — разработанный этой школой психоанализ. Основы психоаналитической концепции были заложены ав стрийским психологом и психиатром Зигмундом Фрейдом. Без преувеличения можно сказать, что Зигмунд Фрейд во многом повлиял на дальнейшее развитие современной психологии, а может быть, и направил ее по определенному пути развития.

Под влиянием Гёте и Дарвина Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета, на который и поступил в г. В эти годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Эта работа во многом определила будущую уверенность Фрейда в значении биологических основ психики, его вни мание к сексуальным и физиологическим параметрам, определяющим бессознательные мотивы человека.

С.Н. Лазарев