Этноцентризм и национализм

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: Стереотипы описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[3], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными. Содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов:

Этноцентризм

Приезжая в какую-нибудь страну, мы испытываем культурный шок, когда сталкиваемся с необычными, непривычными для нас традициями, образом жизни, менталитетом. Об этом хорошо написано в статье"Как подготовиться к культурному шоку в Америке? Там даётся такое определение: Он возникает как реакция на различия в привычных проявлениях жизнедеятельности: Что такое культурный шок и как его пережить?

Прикрываясь интересами нации, этнофобия обостряет национальные трения до идеологии примыкает очень важное понятие «этноцентризм»,

Происхождение и функции коммуникации. Понятия"коммуникация" и"социальная коммуникация". Стереотипы жестко встроены в систему человеческих ценностей, они обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. В каждой ситуации межкультурного взаимодействия используются эти предельно общие, культурно специфические схемы и оценки собственной группы и других культурных групп.

Руководствуясь нормами и ценностями своей культуры, человек сам решает, какие факты и в каком свете оценивать. Это существенно влияет на характер коммуникации с представителями других культур. Итальянцы могут приобрести стереотип о холодности и сдержанности немцев, немцы — об экспрессивности и неорганизованности итальянцев. тереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков.

С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными качествами, на основе чего можно прогнозировать его поведение. Таким образом, как в коммуникации вообще, так и в ситуации межкультурных контактов стереотипы играют очень важную роль. В зависимости от способов и форм использования стереотипов, они могут быть полезны или вредны для коммуникации. Эффективная стереотипизация помогает людям понять ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами.

Стереотипы становятся неэффективными и затрудняют коммуникацию, когда мы ошибочно относим людей не к тем группам, некорректно описываем групповые нормы, смешиваем стереотипы с описанием конкретного индивида и когда нам не удается модифицировать стереотипы, основанные на реальных наблюдениях и опыте.

Этнопсихология как наука, ее предмет и задачи Ознакомиться: Предмет этнической психологии Предметом этнической психологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Однако эта наука, как уже подчеркивалось, формировалась под влиянием различных взглядов на ее содержание и главные феномены, которые она должна исследовать.

Кроме того, в ее обиход вошли понятия, заимствованные из обыденной жизни людей, очень часто не имеющие четко выраженного смысла и не поддающиеся точному научно-психологическому описанию.

этнофилософия · этноцентризм. Смотреть что такое"этнофобия" в других словарях: национализм — идеология, социальная практика, политика.

Этноцентризм как социально-психологическое явление В процессе контактов между представителями различных культур сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир, при которых каждый из партнеров первоначально не осознает различия в этих взглядах, каждый считает свои представления нормальными, а представления другого ненормальными. Нечто само собой разумеющееся одной стороны сталкивается с нечто самим собой разумеющимся другой стороны.

Сначала, как это бывает чаще всего, обнаруживается открытое непонимание что-то не так , при котором мнение и понимание не совпадают. Этноцентризм - от греч. Жизненные и культурные процессы при этом оцениваются через традиции этнического самосознания, которое выступает в качестве идеального образца. Эталонным может рассматриваться все, что угодно: Существует даже мнение американского антрополога Э.

Этнические стереотипы. Этноцентризм и ксенофобия. Культурная экспансия.

Люди выбирают позитивный ярлык, когда описывают черту, присущую своей группе, и негативный ярлык — при описании той же черты чужой группы: И наоборот — англичане полагают, что им присущи сдержанность и уважение прав других людей, а американцы называют англичан холодными снобами. Некоторые исследователи основную причину разной степени этноцентричности видят в особенностях той или иной культуры.

Существуют данные, что тесно связанные со своей группой представители коллективистических культур более этноцентричны, чем члены культур индивидуалистических. Однако рядом психологов было обнаружено, что именно в коллективистических культурах, где превалируют ценности скромности и гармонии, межгрупповая предвзятость выражена слабее, например, полинезийцы демонстрируют меньшее предпочтение своей группы, чем европейцы.

Примерами этнических предрассудков служат антисемитизм, расизм и другие формы этнофобии. Этноцентризм (У. Саммер) – взгляд на общество, .

Одна из серьезных методологических проблем понимания национализма состоит в девальвации и размывании самого этого понятия. Например, этническая идентичность — чувство принадлежности к определенной этнической группе; этноцентризм — ощущение собственной культурной уникальности и чувство превосходства по отношению к другим народам; этнофобия — комплекс негативных реакций в отношении тех или иных этнических групп и т. Хотя национализм, этническая идентичность, этноцентризм и этнофобия имеют общим источником этничность, сами эти понятия не тождественны, пусть даже их объемы пересекаются.

Поясним эту мысль на примере современной Франции. Исторически устойчивый галльский этноцентризм и быстро растущая среди французов этнофобия не превращают их, однако, в националистов. Оказывается, вполне можно быть этноцентристом и расистом, не будучи националистом. Аналогичное несовпадение характерно для современной России. Более того, большинство русских этнофобов настаивает на ужесточении политического и уголовного преследования любых националистических проявлений, не исключая русский национализм.

Ситуация не лишена парадоксальности:

Вы точно человек?

Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. Мы полностью публикуем этот важный для нас документ см. Либеральная ценность толерантности не была постоянной, глубоко укоренившейся традицией российского общества. Спонтанно вырабатывающаяся в человеческом общежитии с целью самосохранения и выживания, она не часто превращалась в декларируемую и реализуемую через правовое общество норму. Одна из задач данного вестника — как можно шире представить палитру смыслов толерантности.

Нетерпимость основывается на убеждении, что твое окружение, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

этнотрансформационные процессы, этнофилизм, этнофобия, этнофор, этноцентризм, этноцид, этноэволюционные процессы, этноэкономика.

Люди, украшающие носы кольцами, мужья, имеющие десять жен, блюда из человеческого мяса, насекомых и львиных сердец олицетворяют для нас таинственные и бесчеловечные обычаи"дикарей". Мы считаем"правильным" только западный образ жизни, а не западный — странным или варварским. Эта тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной называется этноцентризмом.

Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить"варваров" в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. Американский социолог Уильям Грэм Самнер писал об этом в книге"Народные обычаи", опубликованной в г.

Этноцентризм, ксенофобия и культурный шок Разбермся

Онлайн чтение Например, этническая идентичность — чувство принадлежности к определенной этнической группе; этноцентризм — ощущение собственной культурной уникальности и чувство превосходства по отношению к другим народам; этнофобия — комплекс негативных реакций в отношении тех или иных этнических групп и т. Хотя национализм, этническая идентичность, этноцентризм и этнофобия имеют общим источником этничность, сами эти понятия не тождественны, пусть даже их объемы пересекаются.

Поясним эту мысль на примере современной Франции. Исторически устойчивый галльский этноцентризм и быстро растущая среди французов этнофобия не превращают их, однако, в националистов.

К составляющим кризисного процесса можно добавить и «эмоциональные катализаторы», такие феномены как этнофобия, ксенофобия, этноцентризм .

Социально-политическая маргинализация на Северном Кавказе Введение к работе Актуальность темы исследования продиктована сложностью разрешения межэтнических, межкультурных, конфликтов в современной России, среди форм проявления которых отмечаются терроризм, ксенофобия, воинствующий национализм, этнофобия, внедряемые определенными деструктивными группами в массовое сознание членов общества этноцентристские настроения для достижения своих политических и экономических целей.

Радикальные политические трансформации, произошедшие в России и на всем постсоветском пространстве, в результате которых этнополитические процессы в России, как и других странах бывшего Советского Союза, приобрели во многом неустойчивый характер, оказывают влияние на политическую стратификацию в России. Изменение статусов этносов, обострение борьбы за ресурсы, смена идеологических парадигм в условиях полиэтнического общества спровоцировали сегментацию этнополитического пространства, обострение межэтнических отношений и этнополитические конфликты.

Анализируя изменяющейся этнополитической реальности, многие исследователи признают, что на современном этапе развития глобализируемого мира над классовыми интересами стали преобладать национальные и этнические интересы. Этничность стала весомым фактором современного политического процесса. Совершилась универсализация этничности, а вместе с ней интернационализация этнических конфликтов, проявившаяся особенно остро на Северном Кавказе.

На практике зачастую не удается предотвращать или эффективно регулировать постоянно возникающие конфликтные ситуации, разрабатывать их научно обоснованные прогнозы. С переходом на рыночные отношения в постсоветской России на первое место ставились экономические проблемы, однако они вскоре ушли на второй план, уступив место социальным. Реальность показывает, что эти проблемы в республиках Северного Кавказа вошли в новую фазу развития, демонстрируя этноцентристские проекты их решения.

Роль стереотипов в межкультурной коммуникации

Педагогический этноцентризм провоцирует нетерпимость, гипертрофию идей своего собственного. В крайней форме проявляется в виде идеологии расизма и агрессивного национализма, которым присущи представления превосходства одной этнической группы, исключительности в области культуры. Существует в широком диапазоне — от невежливости в быту до агрессивности в социальной и культурной жизни. В основе его лежит ксенофобия этнофобия: Он может также выступать в виде идей"скрытой и мягкой" ассимиляции.

и этническими стереотипами, предрассудками, этнофобиями, этноцентризмом, шовинизмом и прочими явлениями группового (этнического ) сознания.

Генезис этнократических идей В научной литературе по-разному исчисляется начало интереса к проблемам, которые впоследствии были отнесены к этнократии. Но даже независимо от этого факта, расизм продолжает свое существование. Сторонники четвертой группы теорий исходят из того, что этнократические тенденции были спровоцированы конфессиональным фактором.

Десятки тысяч миссионеров двинулись нести слово Бога многочисленным племенам, народам, исповедующим различные религии — от тотемизма до буддизма и ислама. И эта функция ими выполнялась небезупречно: Религия часто использовалась и используется как показатель особости: Этими событиями полна история человечества. Но всегда ли они выражали этнократические амбиции и намерения?

Это видение проблемы обычно связывается с традицией Чикагской школы, сложившейся при изучении иммигрантов, а также с воспринятыми этнографическими и антропологическими подходами к исследованию национальных проблем. Современные концепции этнократии западная традиция Со второй половины в. Глобализация и модерн рассматриваются как явления противоречивые: На новые реалии отозвался весь комплекс наук об обществе.

Важную роль в обновлении этнополитических подходов сыграло новое понимание сферы политики, власти, государства, связанное с уменьшением в концепциях государства удельного веса функций господства, насилия.

Аномалии этнического самосознания: этноцентризм

Этноцентризм и ксенофилия как социально-психологические феномены обыденного этнического сознания в условиях работы или долгосрочного пребывания в поликультурной среде Дипломная работа - Психология Другие дипломы по предмету Психология Введение Актуальность научных исследований межэтнических отношений и, в частности, феномена этноцентризма и ксенофилии доказана на сегодняшний день самой жизнью. Налицо радикальные изменения в этническом самосознании народов нашей страны, что находит выражение в повышении интереса этнических групп к своей истории, культуре, традициям, языку.

Однако рост этнического самосознания нередко принимает формы, которые обуславливают негативное отношение к другим этносам, неприятие их культуры, языка и традиций, уклонение от общения с ними вплоть до демонстрации открытой враждебности. В науке это явление получило название этноцентризма. Как феномен обыденного этнического сознания этноцентризм давно привлекает к себе внимание этнографов, социологов, социальных психологов. Этноцентризм в любой форме его проявления оказывает разрушительное воздействие на межэтнические контакты, поэтому изучение данного феномена является очевидно необходимым, особенно в современных условиях, когда этнические конфликты в стране стали ежедневной реальностью.

Этноцентризм и ЭТНОфобия — плохие ориентиры в понимании других стран, но отличаются живучестью отчасти потому, что ими движут мощные.

Американский социолог Уильям Г. Самнер . Об этом свидетельствует, например, следующая индейская легенда, изложенная М. Скоро Бог достал второго; этот удался на славу: С радостью Бог сделал его основателем индейского рода. Но третий, к сожалению, за это время сильно подгорел и стал совсем черным. Под предрассудками, по определению американского ученого У.

Читать онлайн"Несостоявшаяся революция" автора Соловей Валерий Дмитриевич - - Страница 6

Этноцентризм и процесс развития межкультурной коммуникации………………13 4. Межгрупповые отношения Огромная сфера межгрупповых отношений представляет собой наиболее трудную и сложную из тех непростых проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся. Генри Теджфел Активность групп не ограничивается только внутренними процессами. Группы либо время от времени, либо постоянно взаимодействуют с другими группами.

Внешняя активность подчас имеет для их жизнедеятельности не меньшее значение, чем внутренние динамики.

Формы этнической неприязни: этноцентризм, этнофобия, ксенофобия. Этноцентризм как социально-психологический феномен.

Анализируя меняющиеся этнополитические реальности, многие исследователи признают, что на современном этапе развития мира стали преобладать национальные и этнические интересы. Этничность стала весомым фактором современного политического процесса. С переходом на рыночные отношения в России на первое место ставились экономические проблемы, однако они вскоре ушли на второй план, уступив место социальным.

Самнер в году. В этнологии и культурологии происхождение и функции этноцентризма рассматривают обычно в связи с природой межгрупповых отношений. Как показывает история человеческих отношений, никто не способен определить тот или иной народ. Самым важным фактором является этническое самосознание, которое определяет суть межэтнических отношений, так как самосознание есть главная движущая сила, приводящая к этноцентризму.

В настоящее время этноцентризм является стереотипным предубеждением в отношении внешней этногруппы. Изливая свой гнев на соседние народы, этноцентристы ищут в них виновников в ухудшении положения того или иного этноса, причем современный этноцентризм достигает степени агрессивности, с демонстрацией и применением вооруженной силы в борьбе за свои интересы. Несмотря на то, что социально-экономические условия в современной России меняются, сфера сознания, образ мышления остались прежними.

Роль этноцентризма в природе этнофобий как способа группового восприятия и взаимодействия весьма высока. Освещая проблемы этнофобии, обосновывая причины её возникновения и поиск путей разрешения проблем её преодоления в настоящее время в обществе актуальны, так как этнофобии стали характерным явлением не только в России, но и в мире, так как этническая сфера несет в себе большой потенциал для всякого рода разногласий, противоречий и конфликтов.

Понятие этнофобии тесно соотносится с исследованиями фобий, установок, конфликтов.